Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Деисус


(от греч. «деисис» – моление, прошение)

Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча Группа икон или икона, в центре которой изображён Христос. Такой тип икон чаще всего встречается в иконографии Пантократора. Справа от Христа изображена Богоматерь, а слева - Иоанн Креститель. Они находятся в традиционной позе молитвенного заступничества.

На подобных иконах могут быть изображены святые отцы, апостолы, мученики и т. д. Основной догматический смысл подобной деисусной композиции – заступничество за людской род перед лицом грозного Небесного Царя и Судии, посредническая молитва.

Деисус (Мстера, начало 19 века) В послеиконоборческую эпоху икона «деисус» как правило размещалась на архитраве невысокой алтарной преграды, которая находится в византийском храме. И затем уже в России она превращается в деисусный чин высокого иконостаса.

Построенная по типу деисуса самостоятельная иконографическая композиция называется «Предста Царица одесную Тебе» или более кратко «Предста Царица». В ней Иисус восседает в образе Царя царей на троне. Одесную (справа) от Него и слева по отношению к зрителю изображена Богородица, стоящая в рост и в царских одеждах. С другой стороны изображён Иоанн Предтеча.

С двенадцатого – четырнадцатого века на Балканах образ Христа – Царя царей совмещается в композиции «Предста Царица» с изображением другого иконографического типа – Архиереем Великим.

В домашнем иконостасе, то есть наборе молельных семейных икон, которые находились в красном углу помещения, повторяются принципы храмового иконостаса. При этом образ Иоанна Предтечи зачастую заменяется иконой Николая Мирликийского или Николы Чудотворца. Он считается в России наиболее почитаемым святым.

«Ангельский деисус» - это название иконографической композиции, которая включает в себя изображение Христа Эммануила и двух архангелов – Гавриила и Михаила. Есть достаточно спорное мнение, что эта композиция представляет собой символическое изображение Троицы.

Деисус (Триптих Арбавиля, Византия, 10 в.) Иконография «деисуса» была повсеместно распространена в православном мире, который ориентировался на Византию. Существовал «малый деисус», где посередине изображался Спаситель с каноническими чертами Христа-Вседержителя. Справа от него в молитвенной позе изображалась Богородица, а слева – Иоанн Предтеча.

Со временем этот деисусный ряд увеличился за счёт изображения архангелов Гавриила и Михаила, воинов-великомученников Дмитрия и Георгия Солунского, апостолов Петра и Павла, а также византийских святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого.


Трехчастный Деисус со святыми на полях
Трехчастный Деисус
со святыми на полях.
Икона монастыря
св. Екатерины.

Деисус Преображение
Деисус Преображение.
Монастырь
св. Екатерины.

Деисус (Икона из Русского музея)
Деисус. Икона
из Русского музея.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»