Архаический период: зодчество
Искусство архаической эпохи, протянувшейся от седьмого до шестого века до н. э. характеризуется расцветом монументальной скульптуры, каменной архитектуры, расписной керамики. Возрастает интерес к образу человека, который выражается в пропорциях архитектурных ордеров, в создании статуй юношей и девушек, отличающихся совершенной красотой, в сложных мифологических композициях, изображённых вазописцами на поверхности керамических сосудов.
Особенности архитектуры архаического периода заключались в том, что дорический фраз состоял из метоп и триглифов, архитрав же был сплошной. В дорическом ордере превалируют резкие, чёткие линии, а также определённая тяжеловесность форм. Его здания выглядят строго, выраженные в них чувства мужественны.
Колонны ионического ордера находятся на базах, а их капитель образует волюты-завитки. Рёбра каннелюр стёсаны по краям и имеют дорожки. А взамен триглифометопного фриза идёт непрерывный рельефный. Формы ионического ордера гораздо более красочны, колонны производят впечатление более стройных и тонких, гибкие линии волют вносят в контур архитектурной опоры непринуждённость и прихотливость. Базы колонн зачастую имеют сложную профилировку.
Ионическая колонна словно призвана нести меньшую тяжесть, чем дорическая, и кажется более женственной.
Ещё Плиний отметил различия в различных ордерах пропорций колонн. Он писал, что существует четыре разновидности колонн. Здесь он имеет в виду тосканский или «тускский» ордер, популярный в Риме. Те из них, нижний диаметр которых равняется одной шестой части высоты, именуются дорическими. Если данный диаметр равен одной девятой, они называются ионическими, а если одной седьмой – тускскими.
Пропорции коринфских колонн такие же, как и ионических. Разница между ними обуславливается тем, что высота коринфских капителей равна нижнему диаметру, и поэтому колонны производят впечатление более стройных, а высота ионической капители равна трети нижнего диаметра.
Элементы греческих ордеров уже не являются подражанием природных формам, подобно постройкам в Египте или эолийским капителям седьмого века. Отныне зодчество приобрело собственный язык, которым будет пользоваться долгие тысячи лет.
Дельфийский возничий. Дельфийский музей, Греция V в. до н.э.
|
Курос из Паросского Асклепиона, Лувр, Париж.
|
Всадник Рампена. Лувр, Париж. II п. VI в. до н.э.
|