Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архаический период: живопись и вазопись


Жертвоприношение (Живопись на дереве. VI в. до н. э. Афины. Национальный музей) В период архаики (VII – VI в. до н.э.) в Древней Греции процветала живопись и вазопись. В процессе работы художники применяли самые разнообразные материалы. Они создавали композиции на глиняных метопах, пинаках (афинские произведения искусства) – небольших глиняных табличках, посвящённых богам, деревянных досках (например, сцена жертвоприношения из Сикиона), глиняных метопах.

Также украшались стенки расписных глиняных саркофагов (Клазомены), мраморные и известняковые надгробия (стела из Суниона, стела Лисия).

Живописная метопа с храма Аполлона в Фермосе. Деталь. Терракота. Конец VI в. до н.э. Афины, Национальный музей Однако подобных памятников, в которых роспись наносилась на плоскую поверхность, дошло до наших дней не так уж и много.

Гораздо лучше сохранились рисунки на сферических вазах, чью поверхность подвергали обжигу, что способствовало прочности краски.

В конце восьмого века до н.э. в Греции сформировались новые интересы и предпочтения. Условные, упрощённые геометрические изображения уже перестали удовлетворять общественные вкусы. В рисунках на вазах мастера седьмого века до н.э. начинают активно вводить сюжетные сцены и растительные мотивы.

Близость малоазийского Востока выразилась в красочности и декоративности создаваемых композиций. Благодаря им стиль вазописи седьмого века до н.э. был назван ковровым или ориентализирующим.

Сосуды, отличающиеся художественным совершенством, создавались на островах Мелосе, Родосе, Крите, а также в городах Малой Азии и, в частности, в Милете. Крупным производственным центром ваз в седьмом и в начале шестого века стал город Коринф, а в шестом веке – Афины.

Живописная пинака Прекрасный Мегак. Терракота. Конец VI в. до н.э. Афины, Музей Акрополя В седьмом веке формы ваз становятся более разнообразными. Ощущается стремление мастеров к округлости форм. Такое же возрастание сочности объёмов происходит в архитектуре и скульптуре. Тонкие деревянные подпорки заменяются пухлыми каменными колоннами с энтазисом. Более сложной становится и техника нанесения рисунков на вазы седьмого века. Художественная палитра становится богаче. Помимо чёрного лака начинает применяться белая краска, а также разнотоновый пурпур. Для обозначения деталей используется техника процарапывания.

Аполлон с музами, которые изображены на мелосском сосуде, а также Артемида показаны не столь схематично, как в более ранних геометрических композициях. В росписях этого периода становится заметным восхищение художников насыщенной красочностью окружающего мира.


Амасис. Ольпа. Аттическая чернофигурная вазопись. 550—530 гг. до н. э. Париж, Лувр
Ольпа.
Аттическая
чернофигурная
вазопись.
Амасис.
550—530 гг. до н.э.
Париж, Лувр.

Родосская ойнохоя. Глина. VII в. до н.э. Париж, Лувр
Родосская
ойнохоя.
Глина.
VII в. до н.э.
Париж, Лувр.

Ойнохойя из Камироса, о. Родос. 625—600 гг. до н.э. Париж, Лувр
Ойнохойя
из Камироса,
о. Родос.
625—600 гг. до н.э.
Париж, Лувр.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»