История тверского иконописания
Тверская икона характеризуется самобытностью и вместе с тем многогранностью творческих решений и поисков.
Иконопись занимала особенное место в культуре Северо-Восточной Руси.
Присущие Тверскому княжеству в тринадцатом – первой половине четырнадцатого века художественные традиции сформировали определённые стилистические особенности живописи Древней Руси в целом, отразившись на развитии московского искусства четырнадцатого века, а позже – на художественной жизни Среднего и Верхнего Поволжья.
В конце четырнадцатого века живописцы переходят к более ясной и уравновешеной живописи, удаляясь от былой экспрессивности. Это связано с изменением мировоззрения русских людей – они становятся более близки к созерцательности, самоуглублению. Подобные изменения отражаются и на иконах этого времени.
Мы можем пронаблюдать законченно-оформленный тверской стиль начала пятнадцатого века в иконе «Успение», которая сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее. В основе написания иконы лежит легенда, широко распространённая на Руси, в которой повествуется о религиозном чуде. Мастер сосредоточенно отображает суть легенды мистически сокровенное приобщение Марии к вечной жизни через её явление к смертному ложу Иисуса. Художник подчёркивает особую значимость фигур Богоматери и Христа, изображая их больше прочих персонажей иконы.
Эту икону и другие подобные ей образа древнерусского искусства искусствоведы называют «Голубым Успением».
К четырнадцатому – шестнадцатому столетиям принято относить фресковый комплекс из Успенского собора Отроча монастыря. В Тверской областной картинной галерее находятся несколько тысяч фрагментов данных фресок.
Необходимо также отметить фрески пятнадцатого века, взаимосвязанные с оригинальным памятником тверского зодчества – церковью Рождества Богородицы Вертязина Городка – сейчас село Городня Конаковского района и Вознесенским собором Оршина монастыря, 1567 года.
Росписи церкви Рождества Богородицы были созданы после пожара 1412 года, при князе Иване Михайловиче и его сыне Александре, между 1413 и 1425 годами.
Следует отметить, что к середине пятнадцатого века для иконописи характерны две тенденции – экспрессивно-выразительная и гармоничная. Во второй половине пятнадцатого столетия в иконописи Твери прослеживается тенденция к декоративной утончённости.
Архангел Гавриил. с житием. Первая половина XV в.
|
Спас вседержитель. Конец XIII — начало XIV в.
|
Митрополит Петр. Первая четверть XV в.
|