Абрамцевский кружок: творчество
Общество из числа творческой интеллигенции России, среди которых были ученые и театралы, художники и музыканты. Объединение неформального характера.
Художники организовали в «Абрамцево» несколько мастерских, в которых работали гончары, резчики, столяры, вышивальщицы. Незаслуженно забытые русские народные ремесла вернулись, готовые к подлинному возрождению. Искусство вышивки, резьбы по дереву, изготовление изразцов требовало серьезного изучения. Мамонтов финансировал экспедиции, в которых участвовали члены абрамцевского кружка. Поездки совершались по старинным русским городам необъятной России, отправляясь на север, художники изучали богатое наследие памятников искусства (иконопись, архитектуру, декоративно-прикладное искусство).
В вышивальной мастерской изготавливали скатерти, полотенца, фартуки домотканой работы, украшенные ручной вышивкой. Просуществовала она недолго. А вот столярная мастерская, в которой с 1880 по 1890 годы работы по изготовлению мебели выполнялись по эскизам Е.Д. Поленовой и В.М. Васнецова, завоевала признание и популярность, как на всероссийских, так и на международных выставках. Уникальная мебель и деревянные сундуки не раз удостаивались золотых медалей.
М. А. Врубель, работая в гончарной мастерской, создал огромное количество произведений из керамики и гипса. А уникальные статуэтки, декоративные панно, вазы из майолики, изразцы для каминов дали начало новой главы в истории русского декоративно-прикладного искусства. Особой гордостью кружка стали спектакли, поставленные собственными силами. Сценаристами, костюмерами, декораторами и актерами выступали сами художники. Начиная с 1878 года, постановки осуществлялись зимой в московском особняке Мамонтова, на Садово-Спасской улице, летом – в любимой всеми, абрамцевской усадьбе.
В 1882 году по пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка» был поставлен спектакль, в котором с подлинным триумфом проявили себя Федор Иванович Шаляпин и Константин Сергеевич Станиславский. В.М. Васнецов создал знаменитые эскизы костюмов и декораций, которые поразили свежестью и новизной, открыв новые горизонты для искусства театрального декорирования.
В «Абрамцево» родилась идея мамонтовской частной оперы, чему способствовал талант Федора Ивановича Шаляпина, с успехом проявленный в музыкальных постановках знаменитой усадьбы.
Кружок, объединивший в себе лучшие творческие силы России, стал местом рождения новых форм, идей в художественном искусстве. Уникальность его способствовала обогащению стиля модерн элементами национального характера, что оказало огромное влияние на развитие русского искусства и в общеевропейском разрезе.
Подсолнухи. Изразцы М. Врубеля. Фрагмент декора Великокняжеской церкви. г. Елец.
|
Палаты царя Берендея. В.М. Васнецов. Эскиз декорации к спектаклю «Снегурочка» Н.А. Островского и одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова. Первая половина 1880-х.
|
Аптечка по эскизам Е.Д. Поленовой
|