Абстрактное искусство
Абстрактное искусство – это совокупность различных направлений в разных направлениях искусства, возникших как вызов общественному мнению в процессе расслоения разных течений XX в.: кубизма, футуризма, экспрессионизма и т.д. В 1910-1913 гг. были созданы первые образцы абстрактного искусства: в Германии – эесперессионистами В.В. Кандинским и П. Келе, в Париже – «арфистом» Р. Делоне, в Испании – Ф. Пикабией, в Чехии – Ф. Купкой, в Италии - футуристами Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, а в России – «супрематистом» К.С. Малевичем, «лучистами» - М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, в Нидерладах – «неопластистами» П. Монрианом , Т. ван Дусбюргом и ван дер Леком.
В период после Первой Мировой войны абстрактное искусство отображало вызванные войной нигилистические настроения среди буржуазии (дадаизм – Х. Миро, Ж. Арп). В то же время сформировалось желание применять неизобразительные формы в разных видах искусства: архитектуре, декоративном искусстве.
Данные формы воздвигались, исходя из принципов математики и инженерии. Примерами могут служить эксперименты группы Стиль в Нидерландах, конструкции Татлина, мобили Колдера.
В 1920 году из-за несоответствия абстрактного искусства тем целям, которые провозглашала советская культура, группа художников начала практику в прикладном искусстве и художественном конструировании.
В США во время Второй Мировой войны была образована школа «абстрактного экспрессионизма» (художники Дж. Поллок и М. Тоби). «Абстрактный экспрессионизм» получил широкое распространение после войны под названием «ташизм», «бесформенное искусство» во многих странах. Своим методом школа провозгласила бессознательность и автоматизм, непредвиденность эффектов в творчестве.
Живопись и графика стали превозносить неожиданные цветовые решения, изощренность, смелость фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбуффе, П. Сулаж, К. Аппел, Афро Базальделла. В скульптуре стали культивироваться парадоксальность и необычность композиции, обработки материалов (С. Липтон, Э. Чильида).
Абстрактное искусство, к середине XX века стало прерогативным и непримиримым течением, жаждущим полного господства. Оно оказало влияние на искусство таких социалистических стран, как Польша, Югославия, Чехословакия. В 1960 году абстрактное искусство стало развиваться ближе к орнаментно-геометрической композиции («оп-арт»), начало вытесняться течениями, предметом которых было изображение.
Окна. Р. Делоне. Фонд Гуггенхайма.
|
На бульваре в Тунисе. П. Клее. 1918 г.
|
Отплытие кораблей. П. Клее. 1927 г.
|