Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Эволюция тверского иконописания


Рождество Христово (икона XV в.) Тверская икона характеризуется самобытностью и вместе с тем многогранностью творческих решений и поисков. Иконопись занимала особенное место в культуре Северо-Восточной Руси. Присущие Тверскому княжеству в тринадцатом – первой половине четырнадцатого века художественные традиции сформировали определённые стилистические особенности живописи Древней Руси в целом, отразившись на развитии московского искусства четырнадцатого века, а позже – на художественной жизни Среднего и Верхнего Поволжья.

Во второй половине пятнадцатого столетия в иконописи Твери прослеживается тенденция к декоративной утончённости. Примером данной тенденции является створка царских врат, которая происходит из тверского Успенского Отроча монастыря. До наших дней дошла лишь левая часть врат, с изображением двух евангелистов – Луки и Иоанна Богослова на острове Патмос и архангела Гавриила из Благовещения.

В шестнадцатом веке в живописи Твери наряду с тенденциями архаики все более распространяются мотивы, взятые из московского искусства. Сплавом традиций подлинно тверской иконописи и элементов московского искусства отмечены иконы деисусного чина шестнадцатого века из собрания областной картинной галереи Твери: «Богоматерь», «Спас в силах», «Василий Великий», «Иоанн Милостивый».

Сретение (Миниатюра сборника бесед на двунадесятые праздники, конец XV в.) Для иконописи Твери семнадцатого века присуща более жизненная передача форм, декоративность и красочность, многообразие художественных решений, распространение светских мотивов. Широко развивается деятельность отдельных мастеров и художественных артелей. Особенную популярность приобретает система работы на заказ. В это время закрепляется новаторское иконописное направление, характерное для, к примеру, иконостаса Спасо-Преображенского собора, иконостаса церкви Белая Троица.

В восемнадцатом – первой половине девятнадцатого веков художественная жизнь Твери была особенно насыщенной. Реформы Петра Великого непосредственно отобразились на иконописи данной эпохи. Стилевые особенности «светского» искусства заметно повлияли на живопись церкви. Для иконописи характерно усиление жизненного начала и декоративности.

В восьмидесятые годы восемнадцатого столетия в Тверской губернии выделяются по количеству иконописцев три художественных центра: Тверь, Осташков, Торжок. Особенно популярными становятся иконы в стиле Боровиковского.

Богоматерь (Икона, начало XV в.)
Богоматерь
с житием.
Начало XV в.

Спас в силах (Икона)
Спас в силах.
Первая половина XV в.

Бог-отец созерцающий мертвого Христа (В.Л.Боровиковский)
Бог-отец, созерцающий
мертвого Христа.
В.Л.Боровиковский

Богоматерь с младенцем в сонме ангелов (В.Л. Боровиковский)
Богоматерь с младенцем
в сонме ангелов.
В.Л.Боровиковский




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»