Поздняя классика: выдающиеся мастера
В период поздней классики (конец V века до н.э.) творили мастера, отличающиеся друг от друга по художественным темпераментам. Это были портретист Деметрий из Алопеки, скульптор Алкамен, скульптор Пэоний, который создал статую Ники.
Исполненная Пэонием около 421 года до н.э. Ника находилась в Олимпе на трёхгранном высоком постаменте. Она была заказана скульптору навпактянами и мессенцами после победы над спартанцами. Это произошло в 428 году при Сфактерии.
Богиня, безмятежно парящая в воздухе, была показана плавно спускающейся вниз и приносящей городу победу. Около ног богини мастер изобразил орла, который пересекает путь. Его движение приобретало направление и начинало чувствоваться в пространстве. Величаво-спокойная и властная Ника кажется вместе с тем расслабленной и естественной в плавном полёте. Её восхитительная медлительность похожа на движения богинь на рельефах балюстрады храма Ники.
Скульптором, который отразил настроения времени, стал мастер, который создал «Афродиту в садах». Он явил богиню в лёгком, почти прозрачном хитоне. Она пребывает в непринуждённой и спокойной позе, держа в руке спелые плоды. Всем существом Афродита родственна образам богини Ники, изображённым на балюстраде афинского храма. Радость весны и очарование юности проступают в ней с особенной и непревзойдённой силой.
Полные изящества и гармонии композиции на геммах были созданы Дексаменом – резчиком по камню. Утончённые рельефы появляются и на греческих монетах.
Весьма оригинальным мастером конца пятого века был портретист Деметрий из Алопеки, который написал портреты некоего Симона и стратега Пелнха. Полководца мастер изобразил в образе старика с большим животом.
Черты преклонного возраста мастер выделил и в фигуре жрицы Афины Лисимахи. Многие исследователи пытались обнаружить в дошедших до нас статуях античности те, которые были бы схожи с произведениями Деметрия, описанные авторами древности.
Произведением Деметрия из Алопеки считается изображение афинской жрицы Лисимахи. В этом портрете, сделанном из мрамора, автор показал лицо старой женщины. Её кожа испещрена глубокими морщинами, щёки запали, под усталыми глазами образовались тяжёлые отёки. В основу композиции произведения положен принцип противопоставления различных элементов. Рот, складки на щеках показаны резкими штрихами.
Афродита в садах. Римская копия. Конец V в. до н.э. Мраморная копия. Рим. Музей Терм.
|
Ника, спускающаяся с Олимпа. Пэоний. V в. до н.э.
|
Ника, спускающаяся с Олимпа. Пэоний. V в. до н.э.
|
Афродита в садах. Римская копия. V в. до н.э. Париж. Лувр.
|