Игра света и тени
Свет – составная часть светотени. Этот термин в живописи применяется для обозначения наиболее освещённых элементов поверхности.
Многие любознательные представители человечества считают, что мифы и легенды, лёгшие в основание нашей культуры, образовались возле огня, который защищал, освещал и поддерживал общину. В первобытнообщинных группах и первых исторических цивилизациях важность роли света отображалась в рисунках Солнца, как могущественной силы и жизненного центра. Аналогичные символы изображались на эмблемах, гербах, одеждах колдунов и королей. Во времена средневековья свет полагали даром Бога – он исходил от людей, познавших правду и божественную мудрость. На картинах в средние века религиозные фигуры принято изображать с золотистым ореолом – символом святости.
В период научной революции свет превращается в объект изучения. Свет понимался как материя, и был изучен до уровня открытий Исаака Ньютона, находки которого базировались на разложении света. В мире искусства изучение света играет особенно важную роль для начинающих художников, так как он рассматривается в качестве ряда частиц или лучей, которые падают на предметы или формы, позволяя, таким образом, узнавать их. Живописцы внимательно изучают мир, чтобы уловить оттенки и различия, которые дают человеку возможность узнавать вещи.
Светотень в живописи – это пластическая форма, которая наилучшим образом даёт художнику возможность выразить своё знание света. Контраст между чёрным и белым нужен в картине для того, чтобы выразить пластическое объяснение очертаний предметов выразительным и ясным способом.
Светотень (кьяроскуро) даёт живописцу возможность изобразить форму предмета при помощи игры света и тени. Для этого применяются световые гаммы, которые начинаются с белого цвета, чтобы отобразить самые освещённые участки, и заканчиваются тёмными тенями, которые отображаются чёрным цветом. Леонардо да Винчи по этому поводу писал: «Для изображения света мы должны использовать белый цвет».
Обратите, к примеру, внимание, на картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Ужин в Эммаусе». Жест Иисуса Христа, который благословляет хлеб и прочую пищу, лежащую на столе, заставляет сотрапезников осознать, что перед ними предстал воскресший Христос. Сюжет «Ужина в Эммаусе» даёт художнику возможность экспериментировать, достигая наивысшей сюжетной выразительности с помощью света, который как будто выхватывает из тьмы персонажей, собравшихся вокруг стола.
Бичевание Христа. Микеланджело Меризи да Караваджо. 1607 г.
|
Девушка, читающая письмо у окна. Ян Вермеер Делфтский. 1657 г.
|
Зимний вечер. Якоб ван Рейсдал. 1670 г.
|