Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Поздняя классика: произведения Скопаса


Скопас. Битва с амазонками (Рельефный фриз Галикарнасского Мавзолея. IV в. до н.э.) Скопас – знаменитый древнегреческий скульптор периода поздней классики. Родился на острове Парос и создавал свои произведения в разных областях Греции: Беотии, Аттике, Малой Азии, Аркадии между 370 и 330-ми годами. Для его памятников характерна пафосность и взволнованность чувств. Античные авторы упоминают более двадцати произведений Скопаса, хотя до нашего времени их дошло намного меньше.

Одним из ярких проявлений его творчества является храм Афины Алей в Тегее, который он в качестве архитектора спроектировал.

Скопас. Битва с амазонками (Мрамор. Рельефный фриз Галикарнасского Мавзолея. IV в. до н.э.) На его восточном фронтоне скульптор представил охоту на калидонского вепря, в которой принимает участие Аталанта. Это девушка-охотница, которая, согласно мифу, первая нанесла по вепрю удар. Мелеагр хотел отдать шкуру вепря ей, но ему возразили другие охотники, и в пылу спора Мелеагр убил одного из них – брата матери. В гневе на сына и в отчаянии от случившегося мать бросила в огонь волшебное полено, в котором, по желанию Мойр, была заключена жизнь Мелеагра.

На западном фронтоне изображена мифологическая сцена с драматической развязкой и сложной коллизией. Греки не узнали сына Геракла Телефа, пошедшего на войну с Троей. Началась битва, в которой погибли многие. Т.о., трагичны не только выбранные для фронтонов сюжеты, но и сами образы, обрисованные Скопасом.

Скопас (Фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея. IV в. до н.э.) Скульптор изображает голову одного из раненных немного запрокинутой назад, словно его мучает сильная боль. Линии рта, носа, бровей резко изогнуты. Они передают огромное напряжение чувств и сильное волнение. Глубоко врезанные в толщу мрамора внутренние углы глазниц увеличивают светотеневые контрасты и создают сильно действующие драматические эффекты. Рельеф лица, на котором вздулись мышцами надбровные дуги, а углы рта изображены припухшими, бугрист, неровен, искажён затаёнными страданиями.

Лицо раненного воина Скопаса кажется особенно взволнованным в сравнении с чертами поликлетовского Дорифора или мироновского Дискобола. Лики богов под резцом скульптора также кажутся тревожными. Пластика головы бородатого бога, обнаруженной в Ольвии, вероятно, круга Скопаса, поражает драматической светотеневой игрой.

В страстных образах Скопаса звучит новый взгляд греков на мир. В них нашла пластическое выражение потеря покоя и ясности. Сознание человека начинает остро чувствовать трагические конфликты, на которые обречён человек.


Скопас. Голова бородатого бога, Ольвия. IV в. до н.э.
Скопас.
Голова
бородатого бога,
Ольвия.
IV в. до н.э.

Скопас. Менада. Середина IV в. до н.э. Римская копия с греческого оригинала. Дрезден. Альбертинум
Скопас.
Менада.
Середина IV в. до н.э.
Римская копия
с греческого оригинала.
Дрезден.
Альбертинум.

Скопас. Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины Алеи в Тегее. Мрамор. I п. IV в. до н.э. Афины. Национальный музей
Скопас.
Голова раненого воина
с западного фронтона
храма Афины Алеи
в Тегее.
I п. IV в. до н.э.
Афины.
Национальный музей.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»