Варнек Александр Григорьевич
(1782 г. - 1843 г.)
Александра Григорьевича Варнека называли «русским Ван-Дейком». Жизнь и творчество этого выдающегося художника-портретиста были очень тесно связаны с Петербургом и Петербургской Академией Художеств.
Будущий художник родился в семье мебельщика-краснодеревщика Г. Д. Варнека, который переехал в Петербург из Данцига. В 1795 году Варнек поступает в Академию Художеств. Он занимался у С. С. Щукина, в классе портретной живописи, а также прислушивался к советам Д. Г. Левицкого.
За написанные в то время работы Варнек не раз награждался медалями. В 1803 году закончил Академию с аттестатом 1-й степени. Закончив учёбу, Варнек так и остался в АХ – сначала помогал профессорам в качестве пенсионера, потом – самостоятельное преподавание, с 1810 г. он получает звание академика, а с 1832 года преподавал в АХ в качестве профессора.
Художник до конца жизни состоял в Совете АХ. В залах Академии экспонировал свои картины, которыми всегда интересовались любители и знатоки живописи, и на которые неизменно откликалась пресса: журналы «Отечественные записки», «Сын Отечества, альманах «Северные цветы» и прочие издания.
Был только один недолгий период – с июля 1804 г. по октябрь 1809 г., который Варнек провёл в Риме, куда был послан как пенсионер АХ. Именно здесь он создал своё первое программное произведение: «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» (1804 г.).
Эта картина стала выразительницей романтизма, который тогда только формировался в Европе в первом десятилетии XIX века. В русской живописи Варнек наряду с А. О. Орловским и с О. А. Кипренским стал представителем романтизма. В дальнейшем художник создаст целую серию автопортретов, где живописец представил себя в самые различные моменты своей жизни, в разном состоянии, среди различной обстановки и аксессуаров. Получилась своеобразная автобиография в портретах. К таким работам относятся: «Автопортрет, освещённый сзади» (1816 г.), «Автопортрет в бархатном берете, с рейфедером» (1810-е г.), «Автопортрет с трубкой» (конец 1820-х г.) и многие другие.
Внимательный физиогномист, художник прекрасно сумел передать характер и внешность человека, его мимику, жесты, осанку. Живописец умел подчеркнуть общественное положение личности, передать её внутренний мир и душевные качества. Варнеку удалось раскрыть неповторимость индивидуальности личности. Его портреты отличаются непохожестью манеры и стилистическим разнообразием. Порою его работы объединяются в «семейные» циклы. К примеру «Портрет скульптора И. П. Мартоса» (1819 г.) и «Портрет дочерей скульптора И. П. Мартоса» (1810-е г.).
В Риме Варнек занимается рисованием с натуры и скульптур, писал пейзажи и портреты. Вернувшись в Россию, привлекается к работам по украшению Казанского собора в Петербурге, где выполняет образ «Святой Магдалины». В 1810 г. за портрет И. О. Потоцкого удостаивается звания академика. С 1815 г. назначается на должность руководителя класса миниатюрной живописи.
В 1820-х г. творческая эволюция художника уже не так ярка, как раньше, однако он активно работает в качестве эксперта художественных произведений и педагога. С 1824 г. Варнек является хранителем собрания эстампов и рисунков в Эрмитаже. Не раз принимает участие в выставках Общества поощрения, обращается к офорту и литографии. Метод Варнека способствовал поддержанию в АХ высокого профессионализма: наличия грамотного рисунка и техники живописи, внимательного изучения натуры.
К лучшем произведениям художника относятся портреты А. С. Строганова (1814), скульптора И. П. Мартоса (1819 г.), А. В. Ступина (1804 г.), А. М. Римского-Корсакова (1820-е г.) и многочисленные автопортреты.
Произведения художника есть во многих музеях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и др.
Портрет президента Академии художеств А.С. Строганова. А.Г. Варнек.
|
Портрет В.И. и С.И. Мартос. А.Г. Варнек. 1810 г.
|
Портрет президента академии художеств А.Н. Оленина. А.Г. Варнек.
|