Камея Гонзага
Камея Гонзага – знаменитое ювелирное изделие, изображающее парный портрет Птоломея Филадельфа и Арсинои II. Второе название – камея Мальмезон. Камея, изготовленная из трехслойного сардоникса, относится к лучшим образцам античной глиптики. Является самой знаменитой камеей Эрмитажа. Выполнено это изделие в третьем веке до нашей эры в Александрии. Автор неизвестен.
Впервые данная камея упоминается в 1542 году в инвентарном собрании жены Людовика Гонзага Изабеллы. «Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини».
Следующее упоминание об этой камее происходит с 1600 – 1608 году фламандским художником Питером Паулем Рубенсом. Художник увидел камею, работая в Италии. «Я считаю, что среди гемм эта — прекраснейшая в Европе», - так сказал Рубенс о камее Гонзага.
Что же конкретно изображено на данной камее определили далеко не сразу, так как на ней отсутствуют всяческие надписи.
В эпоху Возрождения считалось, что на ней изображены Октавиан Август и его жена Ливия. Выдвигались и другие варианты: Александр Македонский со своей матерью, Германик и Агриппина Младшая. Римляне считали, что на ней изображены Адриан и Вибия Сабины, Нерон и его мать, Нерон и его бабушка, Друз Младший и Ливилла. В эллинистическом мире это изображение отождествляли с Птолемеем и Эвридикой I, Птолемеем III и Береникой II, Александром I Валасом и Клеопатрой Теей, Птолемеем X Александром и Клеопатрой III, и даже Митридатом Евпатором.
Эксперты долго не могли прийти к соглашению, где же истинная родина камеи и какова дата ее происхождения. Версии охватывают трехвековой период и до сих пор не пришли к единому мнению. На сегодняшний день существует мнение, что изготовлялась данная камея в Александрии, в которой и зародилось искусство изготовления гемм.
Стиль и природа резьбы камеи отличается от римских исполнений, поэтому данный факт также сыграл свою роль в том, чтобы считать эллинистический период временем возникновения этой камеи. Данная теория также подкрепляется иконографическими исследованиями, связанными с египетской традицией, учитывается сходство с Александрийскими сюжетами.
Камея с изображением Птолемея II.
|
Арсиноя и Птоломей. Египетская стелла.
|
Птолемей II и Арсиноя II на золотой октадрахме.
|