Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Юдифь в мировой культуре

Юдифь и Олоферн (Караваджо, 1599 г.)Юдифь всегда ассоциируется как символ борьбы со злом. Неважно, насколько исторически правдивой была эта знаменитая история. Ее духовное содержание значительно выше правдоподобности. Поэтому так стремительно распространился этот образ в художественном изображении. Европейская литература имеет многочисленный материал, в котором неугасаемое мужество молодой израильтянки придает силы угнетенным, обиженным, порабощенным.

Аббат англо-сакской церкви по имени Эльфрик в 1000 году написал проповедь «Юдифь», старо-английский язык снова заговорил о неувядающей истории в одноименной с героиней поэме, которая вошла в Кодекс Вителлиуса. В эпоху Возрождения черты Юдифи стали еще более прекрасными и одухотворенными в западноевропейской литературе. Марк Марулич, хорвацкий поэт, гуманист, превратил старинную легенду в роман «Юдифь», который облачил в тончайшие кружева ренессанса. Идея романа была особенно близка ему в период неравной схватки хорватов с бесчисленными войсками Оттоманской империи.

Юдифь и Олоферн (Угловая фреска свода Сикстинской капеллы)Наибольшего расцвета и подлинного восхищения Юдифь удостоилась в работах скульпторов и художников. Они с нескрываемой любовью изображали красоту, сексуальность, внутреннюю сдержанность в своих многочисленных работах. Донателло при этом сумел создать образ-аллегорию, в котором борьба флорентийской коммуны против насилия и тирании, воплотилась в бронзовой скульптуре «Юдифь и Олоферн». Микеланджело любовно предоставил ей место в Сикстинской капелле. Молодая, красивая, гордая, мужественная, уверенная, но богобоязненная и целомудренная, Юдифь возникала под талантливой рукой знаменитых ваятелей и художников Веронезе, Боттичелли, Тициана, Джорджоне, Рубенса, Беккафуми, Августа Риделя,Караваджо.

Сюжеты с Юдифью, как правило, изображают ее в момент убийства, или уже с отсеченной головой в руках. Важным элементом картин является служанка, которая оттеняет настроение и финал истории. В глазах Юдифи нет жажды крови, мести, есть только светлая грусть, укрепленная внутренней верой «я должна была это сделать». В то же время захватывает трагизм, драматизм от случившегося, даже под впечатлением победы над злом витает дух греха от незыблемого «не убий». Но Всевышний выбрал ее, ту, которая верит свято и до конца. Потому она непобедима, возвышенность чувств охватывает и заполняет душу, рождает свет, который должен непременно зажечься в рассеивающемся мраке зла.

Юдифь с головой Олоферна (Тициан, 1515 г.)
Юдифь с головой Олоферна.
Тициан, 1515 г.

Юдифь и Олоферн (Донателло, 1455 г.)
Юдифь и Олоферн.
Донателло, 1455 г.

Возвращение Юдифи в Ветилую (С. Боттичелли)
Возвращение Юдифи
в Ветилую.
С. Боттичелли.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»