Авангардизм: история формирования
Авангардизм (от франц. avantgardisme от avant — передовой и garde — отряд) – тенденция отрицания исторически закреплённой традиции и преемственности, поиск и эксперимент, касающийся новых путей и форм в искусстве. Противоположное академизму понятие.
Постепенно закономерно возникает идея «внутренней тождественности средств искусства». Она пропагандируется В. Кандинским.
Возникают идеи синтеза искусства и даже превращение искусства в содержание жизни. Поэтому авангардизм отражает в целом присущий лишь двадцатому веку процесс вытеснения культуры цивилизацией, культурных духовных ценностей – прагматической идеологией века технических достижений.
В самом начале двадцатого века туманные идеалы «серебряного века» были просто разрушены мощным напором конструктивизма, функционализма, техницизма. Эмоциональность заменяется трезвым расчётом, художественный образ – гармонизацией элементарных форм, эстетикой конструкции, высокие идеи – утилитарным подходом.
Сложная организация духовной культуры резко перерождалась в бесчеловечный механизм.
Особенно отчётливо данная тенденция проявляется в максимализме русской культуры.
В 1910-х годах по словам Н. Бердяева в России начинает подрастать «хулиганское поколение». Наследники Базарова, стремясь развить идеи 1860-х годов, задумывают подменить «бесцельное искусство» идеологией жизнеформирования, «инженерией», которая позднее закономерно примыкает к коммунистическим идеям и анархистским призывам.
Российский максимализм, настолько ярко проявившийся в движении «шестидесятников» и «передвижников» девятнадцатого столетия, был лишь усилен русской революцией, однако приводит к тому, что во всём мире родиной художественного авангарда начинают считать Советскую, большевистскую Россию. «Великая Утопия начинает двигать российскую историю и заключать в себе несоответствие действительности». И. Ильин – русский религиозный философ – определяет авангардизм как дух эстетического большевизма, практику вседозволенности и теорию безответственности. Ещё один русский мыслитель, священник С. Булгаков подчёркивал: «Творчество имеет ценность религиозную… Нигилизм является предельным отрицанием творчества».
Человек + воздух + пространство. Л.С. Попова. 1912 г.
|
Этюд натурщицы. Л.С. Попова. 1913 г.
|
Бродвей буги-вуги. Пит Мондриан. 1942 г.
|