Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Авангардизм: история формирования


Первая мировая война (В. Кандинский) Авангардизм (от франц. avantgardisme от avant — передовой и garde — отряд) – тенденция отрицания исторически закреплённой традиции и преемственности, поиск и эксперимент, касающийся новых путей и форм в искусстве. Противоположное академизму понятие.

Постепенно закономерно возникает идея «внутренней тождественности средств искусства». Она пропагандируется В. Кандинским.

Возникают идеи синтеза искусства и даже превращение искусства в содержание жизни. Поэтому авангардизм отражает в целом присущий лишь двадцатому веку процесс вытеснения культуры цивилизацией, культурных духовных ценностей – прагматической идеологией века технических достижений.

Спортсмены (К. Малевич. 1930 г.) В самом начале двадцатого века туманные идеалы «серебряного века» были просто разрушены мощным напором конструктивизма, функционализма, техницизма. Эмоциональность заменяется трезвым расчётом, художественный образ – гармонизацией элементарных форм, эстетикой конструкции, высокие идеи – утилитарным подходом.

Сложная организация духовной культуры резко перерождалась в бесчеловечный механизм.

Особенно отчётливо данная тенденция проявляется в максимализме русской культуры.

В 1910-х годах по словам Н. Бердяева в России начинает подрастать «хулиганское поколение». Наследники Базарова, стремясь развить идеи 1860-х годов, задумывают подменить «бесцельное искусство» идеологией жизнеформирования, «инженерией», которая позднее закономерно примыкает к коммунистическим идеям и анархистским призывам.

Солнце над крышами. Закат (А.В. Лентулов) Российский максимализм, настолько ярко проявившийся в движении «шестидесятников» и «передвижников» девятнадцатого столетия, был лишь усилен русской революцией, однако приводит к тому, что во всём мире родиной художественного авангарда начинают считать Советскую, большевистскую Россию. «Великая Утопия начинает двигать российскую историю и заключать в себе несоответствие действительности». И. Ильин – русский религиозный философ – определяет авангардизм как дух эстетического большевизма, практику вседозволенности и теорию безответственности. Ещё один русский мыслитель, священник С. Булгаков подчёркивал: «Творчество имеет ценность религиозную… Нигилизм является предельным отрицанием творчества».

Человек + воздух + пространство (Л.С. Попова. 1912 г.)
Человек + воздух
+ пространство.
Л.С. Попова. 1912 г.

Этюд натурщицы (Л.С. Попова. 1913 г.)
Этюд натурщицы.
Л.С. Попова. 1913 г.

Бродвей буги-вуги (Пит Мондриан. 1942 г.)
Бродвей буги-вуги.
Пит Мондриан. 1942 г.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»