Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архаический период: особенности скульптуры


Курос из храма Аполлона Птооса в Беотии. VI в до н.э. Одним из весомых достижений древнегреческого искусства архаического периода (VII-VI века до н.э.) является декоративная скульптура. Ведущей темой в древнегреческом искусстве данного периода становится человек. Его представляют в виде бога, атлета, героя.

Уже к началу архаического периода относится кратковременный всплеск гигантизма при изображении человека. Эта черта была свойственна скульптуре, созданной в конце седьмого века до н.э. на Наксосе, Делосе и Фазосе.

Одна из первых скульптур, созданных из мрамора, была обнаружена в Делосе – крупном религиозном греческом центре. Это статуя Артемиды, наполненная воздействием огромной силы.

Образ скульптуры прост и вместе с тем торжественно-монументален. Она симметрична во всём. Справа и слева на четыре ряда локонов разделены её волосы, руки плотно прижаты к телу. Мастер достиг впечатления торжественной божественной властности с помощью предельной лаконичности форм скульптуры.

Попытки показать через скульптуру совершенного, великолепного человека привело к появлению изваяний обнажённых юношей-куросов.

Аполлон из Навкратиса. Начало VI в. до н.э. Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина Они были показаны то ли в победе на состязаниях, то ли павшими в бою за родной город. Их изображали такими сильными и прекрасными, что своей красотой они становились подобны богам.

Подобные скульптуры появляются в конце седьмого века.

Полимед Аргосский создаёт прекрасные скульптуры Битона и Клеобиса, которые выглядят крепкими и мускулистыми, уверенными в своей силе и красоте. Фигуры начинают изображаться в движении, и юноши выступают вперёд левой ногой.

Мастера периода архаики начинают проявлять психологизм в своих работах. Они стремятся передать улыбку на лице божества или человека, чувства и эмоции.

Курос с острова Мелос. Середина VI в. до н.э. Афины, Национальный музей Архаически-наивная улыбка освещает лицо Геры. Её большая, высеченная из известняка голова была обнаружена в Олимпии. Мастер сумел показать изгиб её губ в улыбке. Вероятно он уделил этому внимание потому, что при взгляде снизу на высокую статую очертания её лица иначе показались бы слишком строгими.

Оригинальность художественных форм, которая была присуща мастерским различных греческих центров – аттических, ионических, дорических – становится особенно заметной в архаический период.

В скульптурных мастерских Малой Азии, ионических мастерских Балканского полуострова, а также на островах Эгейского моря были созданы образы, наполненные огромной поэтической силой.

Созданные там скульптуры людей выглядят нежными и созерцательными, им словно чужды суровые жизненные проблемы. Их лица открыты и проникнуты доверием, они пленяют своей ясностью.


Гера. Середина VI в. до н.э. Париж, Лувр
Гера.
Середина VI в. до н.э.
Париж, Лувр.

Артемида с острова Делоса. VII в. до н. э.
Артемида
с острова Делоса.
VI в. до н.э.

Клеобис и Битон. Начало VI века до н.э.
Клеобис и Битон.
Полимед Аргосс
кий. Начало VI века до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»