Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Поздняя классика: изображения на надгробиях


Надгробие Филостраты (Мрамор. Середина V в. до н.э. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) В конце пятого и особенно в четвёртом веке до н.э. в связи с усилившимся в искусстве интересом к внутренним переживаниям человека широкое распространение в культуре Древней Греции получили надгробные рельефные изображения.

Изображения в греческих надгробиях внешне спокойны, но их внутреннее содержание отличается предельной драматичностью. Изображённых на подобных надгробиях людей нельзя представить в экстатическом состоянии. Но неверно было бы считать, что это объясняется равнодушием эллинов к жизни и смерти. Греки обожали жизнь и ненавидели смерть. Так Ахилл решает: «Лучше быть последним человеком на земле, чем царём в Аиде». А Сафо говорит: «Смерть есть зло.

Умирали бы и боги, если бы смерть была благом». Умирая, поэтесса советует подругам: «Не плачьте, скорбь неуместна в доме служителя муз!». Древние греки, как и все люди, ощущали своё бессилие перед смертью. Но при этом эллинов никто не превзошёл в умении в искусстве изображать победу над отчаянием.

В чуть более позднем надгробии афинского всадника, хранящимся в собрании ГМИИ, показан умерший, и пришедший с ним проститься родственник. Выраженный пластически в рельефе характер чувств можно выразить поэзией Каллимаха:

Надгробие иа Сухуми (Серый мрамор. V в. до н.э. Сухуми, Краеведческий музей) "Кто-то сказал мне о смерти твоей, Гераклит, и заставил
Тем меня слезы пролить. Вспомнилось мне, как с тобой
Часто в беседе мы солнца закат провожали. Теперь же
Прахом ты стал уж давно, галикарнасский мой друг!
Но еще живы твои соловьиные песни; жестокий,
Все уносящий Аид рук не наложит на них".

На мужчине с копьём, который стоит слева, надет петас – шляпа путешественника. Скульптор подчёркивает, что именно этот человек умер, ещё и фактурой мрамора. Поверхность лица изображённого, так же как и одежд и рук неопределённо-зыбкая, шероховатая, словно у призрачного видения, и в то же время там, где находится изображённый справа человек, мрамор обработан более тщательно.

В надгробии всё навевает ощущение глубокой, но при этом светлой грусти. Печально свисают руки изображённых, плавно перетекают складки одежд. Согнутая в кисти и локте рука правого эллина отличается особой выразительностью. В пластике руки, так же как и в иной другой части рельефа, воплощена тоска и скорбь. Греки умели посредством каждой отдельной детали передать доминирующее чувство произведения.


Надгробие юноши с реки Илисса. Скопас. Мрамор. Афины. Национальный музей
Надгробие юноши
с реки Илисса.
Скопас. Мрамор.
Афины.
Национальный музей

Надгробие афинского всадника. V в. до н.э.
Надгробие
афинского всадника.
V в. до н.э.

Надгробие Гегесо из Афин. Мрамор. Около 410 г. до н. э. Афины. Национальный музей
Надгробие Гегесо
из Афин.
Мрамор.
Около 410 г. до н.э.
Афины. Национальный музей.

Надгробие Мнесарете из Афин. Фрагмент. Мрамор. Начало 4 в. до н.э. Мюнхен. Глиптотека
Надгробие Мнесарете
из Афин. Фрагмент.
Мрамор.
Начало IV в. до н.э.
Мюнхен. Глиптотека




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»