Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Поздняя классика: произведения Праксителя


Пракситель. Афродита Книдская (350—330 гг. до н.э. Римская копия. Париж, Лувр) Пракситель – знаменитый древнегреческий скульптор, младший современник Скопаса.

Родился около 390-го года до н.э. Выражал в своих произведениях совсем иные настроения, чем Скопас. Пракситель происходил из рода ваятелей.

Знаменитым стали изваяния Афродиты Праксителя.

Скульптор создал две статуи богини для жителей Коса. Одна из них представлена одетой, а другая нагой.

Заказчиков смутила смелость мастера, и они отказались от статуи обнажённой богини. Её приобрели жители Книда. Это изваяние принесло их городу славу. В Книд съезжались со всех концов Греции многочисленные паломники, чтобы полюбоваться знаменитой скульптурой.

Восхищённые поэты слагали о неё восторженные стихи:

"В Книд чрез пучину морскую пришла Киферея Киприда,
Чтобы взглянуть на свою новую статую там.
И осмотрев ее всю, на открытом стоящую месте,
Вскрикнула - "Где же нагой видел Пракситель меня?"

В этой статуе мастер показал восхитительную наготу гармонично сложённой женщины, смягчив при этом её божественную возвышенность, присущую изображениям богинь времён Алкамена.

Пракситель. Голова Афродиты Книдской (До 360 г. до н.э. Римская копия. Берлин. Собрание Кауфмана) И в то же время скульптор остановился у порога чувственности, которая станет видна в изваяниях Афродит эпохи эллинизма.

Изображение Гермеса, который относил на воспитание к нимфам маленького Диониса, обнаруженное в Олимпии, в храме Геры, близко композиционно к статуе Эйрены с Плутосом.

Как и в «Сатире, наливающем вино», Пракситель наследует отца. Реставраторы считают, что Гермес развлекал маленького Диониса виноградной гроздью, которую держал в руке.

Подобно прочим образам скульптора, в этой статуе он прославляет идеальную красоту человека. Состояние покоя ощущается сильнее, чем в более ранних произведениях.

Гермес стоит, облокотясь о древесный ствол. Тяжесть его тела оказывается вынесенной за границы его очертаний, на дополнительную опору. Такая позиция облегчает его фигуру, лишив её той упругой мощи, которая была ощутима в статуях Поликтета.

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом (Фрагмент. IV в. до н.э. Копия. Олимпия, Археологический музей)

Бог показан Праксителем как идеальный человек. И это навевает мысли о том, что гармонично развитый человек воспринимается, словно прекрасное божество. Раскраска скульптуры сохранилась довольно плохо. Изначально были окрашены зрачки, лицо, волосы. Мрамор тонировался раскрашенным воском, который пропитывал его поверхность под воздействием тепла. Таким образом получался цветной мрамор.


Пракситель. Аполлон, убивающий ящерицу. Римская копия . IV в. до н.э. Рим. Музей Ватикана
Пракситель.
Аполлон,
убивающий
ящерицу.
Римская копия.
IV в. до н.э.
Рим.
Музей Ватикана.

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. IV в. до н.э. Копия. Олимпия, Археологический музей
Пракситель.
Гермес
с младенцем
Дионисом.
IV в. до н.э.
Римская копия.
Олимпия,
Археологический музей.

Пракситель. Афродита Книдская. Римская копия. Ок. 350 г. до н.э. Мюнхен, Глиптотека
Пракситель.
Афродита
Книдская.
Римская копия.
Ок. 350 г. до н.э.
Мюнхен,
Глиптотека.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»