Ведута
От итал. veduta – «увиденная» или от латинского videre – «видеть»
Ведута – это жанр европейской живописи периода Возрождения. Он представляет собой картину, гравюру или рисунок с изображением городского пейзажа, обычно точного топографически.
Данный жанр сложился в восемнадцатом веке в Венеции. Подобный оригинальный жанр обязан своим рождением уникальной исторической ситуации. В середине восемнадцатого века в Италии соединились воедино тенденции романтизма и классицизма. Основным отличительным признаком ведуты является «фотографическая» точность изображения, касающаяся самых мелких деталей.
Ведута возникла ещё в пятнадцатом столетии – её прародители Дж. Беллини, В. Карпаччо. Жанр продолжил своё развитие в семнадцатом столетии – в нём работали И. Хейнтц, В. Кодацци.
Зачинателями ведуты стали голландец Г. ван Виттель, который переехал в Италию, и Л. Карлеварис из Удине, который работал в Венеции и Риме.
Венецианские ведуты, которые испытали воздействие театра, даже в своих композициях являются «сценичными». Они поневоле выстраиваются в своеобразные видовые картины-кадры. Тем более, что живописцы предпочитают горизонтали и пространство, не ограниченное слева и справа. Мастера ведуты обычно применяют приём «идущей на зрителя» перспективы, из-за чего передний план становится подобием сценической площадки.
Ведута – это особый жанр восемнадцатого века. Вместе с тем она самым тесным образом связана с поисками великих итальянских мастеров пятнадцатого – шестнадцатого веков. Традиции их творчества сохранило театрально-декорационное искусство – театральной декорацией занимались Мариески и Каналетто.
Каналетто или Джованни Антонио Каналь (1697 – 1768 гг.) является главой венецианской школы ведутистов. Он был довольно рано признан своими коллегами прославленным мастером данного жанра. Художники отметили, что равномерное освещение и насыщенный цвет придали его живописи радость, прозрачность и светозарность, и она кажется восхитительно тщательно проработанной.
Д. Смит – английский консул в Венеции - способствовал путешествию Каналетто в Англию. Созданные в Лондоне и после возвращения из английской столицы пейзажи мастера, такие как виды Темзы, значительно отличаются от более ранних венецианских.
Вид на Темзу и Лондон из Ричмонд—хаус. Каналетто. 1747 г.
|
Ведута порта. Д.Ф. Каспар.
|
Мост Риальто. Каналетто.
|