Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Мандорла: история


(от лат. vesiса piscis - "рыбий пузырь" или от итальянск. mandorla — миндалина)

Мандорла в средневековой христианской иконографии – это миндалевидной формы сияние славы.

В ореоле такого сияния в Византии, а ещё чаще на западе изображались Богоматерь и Христос, реже – святые.

Изначально такое сияние писалось в овальной форме – овал был вытянут в вертикальном направлении. Однако в готической иконописи нижний и верхний концы мандорлы начали делать заострёнными. Живописцы эпохи Возрождения порой окружали мандорлой фигуры не только Спасителя и Приснодевы, но и святых, которых хотели изобразить во славе.

Мандорла символизирует не только святость, но и преображение возносящейся фигуры. Она также означает выход или отверстие, а две стороны мандорлы олицетворяют всякую дуальность и противоположные полюса.

Чтобы изобразить пламя художники часто пишут мандорлу, которая обозначает явление духовного принципа, дух или духовный принцип.

Также мандорла рассматривается в качестве фигуры, которая образованна пересечением двух окружностей. Эти фигуры не изображаются графически, а лишь подразумеваются. Эти окружности символизируют землю и небо, низший и высший из миров. Она представляет собой союз этих миров. Это явленный мир или взаимопроникновение двух миров.

Такие окружности также могут истолковываться как образы материи и духа – левый и правый круг. Таким образом мандорла предстаёт перед нами как символ всего сущего, охватывая крайние понятия дуалистической системы.

Мандорла морфологически похожа на мифические волшебные прялки и веретено Великой матери. Она фиксирует спад и подъём энергии, жизнь и смерть, эволюцию и инволюцию. Подобно двуглавому холму Марса, она объединяет мир противоположностей.

Символизируя область всего сущего, мандорла охватывает крайние полюса любого дуализма. Тем самым мандорла по своему символическому значению становится тождественна мандале.

Она является также символом извечного жервоприношения, которое через дуальные потоки спада и подъёма возрождает творческие силы.

Подобная форма не имела какого-либо значения и видоизменялась в раннем христианском искусстве. Изначально мандорла изображала облако, в которое вознёсся Христос. Со временем она стала изображать некий свет-ореол, который исходит от божества.

Сошествие во Ад
Спас в Силах. Благовещенский Собор
Вознесение Господне. Новгород. XIV в

Преображение. ок. 1403 г
Преображение.
Около 1403 г.

Всех скорбящих радость. Москва. 1688 год
Всех скорбящих
радость.
Москва. 1688 год.

Воскресение Христово (Сошествие во ад). 1502-1503 гг
Воскресение Христово
(Сошествие во ад).
1502-1503 гг.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»