Архаический период: скульптура
Одним из весомых достижений древнегреческого искусства архаического периода является декоративная скульптура. В образах архитектуры и скульптуры древних греков предельно обобщены главные идеи времени. Как и в могучих формах пронизанных напряжением колонн, так и в скульптурном декоре метоп, фризов и фронтонов воплощались не мелкие, а глобальные и всеобъемлющие чувства. События особенной важности изображались на фронтонах треугольной формы.
Один из показательных примеров скульптуры данного периода – мифическая Медуза. Её волосы состоят из орнаментальных завитков. Эффектны извивы покрывающих её голову змей, которые вперемешку с косичками спускаются на грудь химере, завиваясь в колечки. Сложный и жутковатый узор образуют змеи, которые подпоясывают чудовище. Подпорками у ног Медузы стали грозные и хищные, но не страшные пантеры, которые касаются спинами кровли. Их шкуры покрыты раскрашенными яркими кружками, отчего они сияют на солнце.
В этой скульптуре, так же как и в прочих композициях архаических фронтонов, ощущается основательная подчинённость скульптуры архитектуре. Угловые персонажи, как правило, меньше по размеру, чем центральные фигуры. Характерно преобладание симметрии с акцентом на среднюю фигуру, которая находится под коньком фронтона.
Также сбереглись отдельные фронтонные композиции храмов, которые в период архаики находились на афинском Акрополе.
Одной из самых древних скульптур считается изображение Геракла, который победил лернейскую гидру. Борющийся с морским чудовищем Геракл показан на Гекатомпедоне (другом акропольском храме) согнувшимся, прижимающим врага к земле.
К данному храму относится и скульптура тритопатора – доброго демона, состоящего из трёх человеческих туловищ. Три обличья демона мирные и располагающие к себе. На них прекрасно сохранилась раскраска. Волосы на бороде и голове синие, губы, уши и щёки – красные. Глаза – зелёные. Эти плотные слои краски скрыли шершавость пороса (известняка), из которого был изваян демон.
В ионических архаических постройках скульптурный фриз украшался с особенной роскошью. В дельфийской сокровищнице сифносцев он с четырёх сторон обрамлял здание. В восточной части, которая была разделена на две части, слева был изображён совет богов. Он выглядел именно так, как его описал в чётвёртой песне «Илиады» Гомер.
Тритопатор. Часть фронтона Гекатомпедона. VI в. до н.э. Афины, Музей Акрополя.
|
Победа Персея над горгоной Медузой. Метопа храма "С" в Селинунте. VI в. до н.э.
|
Битва греков с троянцами при участии богов и гигантов. Фрагмент фриза Сокровищницы сифносцев, 525 год до н.э.
|