Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архаический период: скульптура


Медуза Горгона (Рельеф фронтона храма Артемиды на острове Корфу. 590-80 гг. до н.э.) Одним из весомых достижений древнегреческого искусства архаического периода является декоративная скульптура. В образах архитектуры и скульптуры древних греков предельно обобщены главные идеи времени. Как и в могучих формах пронизанных напряжением колонн, так и в скульптурном декоре метоп, фризов и фронтонов воплощались не мелкие, а глобальные и всеобъемлющие чувства. События особенной важности изображались на фронтонах треугольной формы.

Один из показательных примеров скульптуры данного периода – мифическая Медуза. Её волосы состоят из орнаментальных завитков. Эффектны извивы покрывающих её голову змей, которые вперемешку с косичками спускаются на грудь химере, завиваясь в колечки. Сложный и жутковатый узор образуют змеи, которые подпоясывают чудовище. Подпорками у ног Медузы стали грозные и хищные, но не страшные пантеры, которые касаются спинами кровли. Их шкуры покрыты раскрашенными яркими кружками, отчего они сияют на солнце.

Гигантомахия. Фрагмент фриза сокровищницы сифнийцев с Аполлоном и Артемидой. Около 525 г. до н.э. Дельфы В этой скульптуре, так же как и в прочих композициях архаических фронтонов, ощущается основательная подчинённость скульптуры архитектуре. Угловые персонажи, как правило, меньше по размеру, чем центральные фигуры. Характерно преобладание симметрии с акцентом на среднюю фигуру, которая находится под коньком фронтона.

Также сбереглись отдельные фронтонные композиции храмов, которые в период архаики находились на афинском Акрополе.

Одной из самых древних скульптур считается изображение Геракла, который победил лернейскую гидру. Борющийся с морским чудовищем Геракл показан на Гекатомпедоне (другом акропольском храме) согнувшимся, прижимающим врага к земле.

Борьба Геракла с Тритоном. Гекатомпедон Афинского Акрополя. Около 570 г. до н.э. Афины, Музей Акрополя К данному храму относится и скульптура тритопатора – доброго демона, состоящего из трёх человеческих туловищ. Три обличья демона мирные и располагающие к себе. На них прекрасно сохранилась раскраска. Волосы на бороде и голове синие, губы, уши и щёки – красные. Глаза – зелёные. Эти плотные слои краски скрыли шершавость пороса (известняка), из которого был изваян демон.

В ионических архаических постройках скульптурный фриз украшался с особенной роскошью. В дельфийской сокровищнице сифносцев он с четырёх сторон обрамлял здание. В восточной части, которая была разделена на две части, слева был изображён совет богов. Он выглядел именно так, как его описал в чётвёртой песне «Илиады» Гомер.


Тритопатор. Часть фронтона Гекатомпедона. VI в. до н.э. Афины, Музей Акрополя
Тритопатор.
Часть фронтона Гекатомпедона.
VI в. до н.э.
Афины, Музей Акрополя.

Победа Персея над горгоной Медузой. Метопа храма С в Селинунте. VI в. до н.э.
Победа Персея
над горгоной Медузой.
Метопа храма "С" в Селинунте.
VI в. до н.э.

Битва греков с троянцами при участии богов и гигантов. Фрагмент фриза Сокровищницы сифносцев, 525 год до н.э.
Битва греков с троянцами
при участии богов и гигантов.
Фрагмент фриза Сокровищницы сифносцев,
525 год до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»