Караваджизм
Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Целью его творчества было отображение реальности. Учился у С. Петерцано в Милане. Переехал в Рим в начале 1590-х годов и там создал большинство своих произведений.
Караваджо писал жанровые картины, в которых детально выписывал образы молодых людей и предметов. Своим героем художник сделал человека из толпы.
Творчество художника, который не относился к какой-то конкретной художественной школе, возникает как оппозиция господствующим живописным направлениям в итальянском искусстве конца XVI – начала XVII века – академизму и маньеризму.
В ранних произведениях художника заметно влияние живописи Джорджоне и Тициана, но при этом видны и оригинальные черты стиля – четкие светотеневые контрасты, стремление к энергичной и жёсткой лепке объёмов, к изображению натуралистического образа человека («Лютнист», ок. 1594 г., «Гадание», 1594 – 1595 г.).
Для зрелого периода творчества Караваджо характерно обращение к библейским сюжетам. Действие в них переносится в современность, а натурщиками для образов апостолов и святых выступают грубые крестьянские типы.
Самые яркие полотна того периода – «Призвание Матфея» (1600 г.), «Положение во гроб» (1602 – 1603 г.), «Обращение Савла» (1600 – 1601 г). Эти полотна отличаются драматизмом сюжетов, сложными композициями, глубиной трактовки образов, сдержанной цветовой палитрой.
В поздних работах мастера патетику сменяют более сдержанные интонации. Картинам этого периода присущи гармония и созерцательность («Успение Марии», 1605 – 1606 г.).
Произведённая Караваджо художественная «революция» коснулась не только манеры письма, но также и самого объекта живописи. Контраст между божественностью темы и её реалистическим, «земным» истолкованием явился в тот период дерзостью, позабытой со времён Джотто.
Эстетика эпохи Возрождения, которая воплотилась в совершенных образах Рафаэля или Леонардо да Винчи, ставила своей целью главным образом изображение «баланса и грации». Хотя, маньеризм позднего Возрождения, конечно, дал возможность гениальным художником исследовать и другие пути.
Успение Марии. Караваджо.
|
Лютнист. Караваджо.
|
Положение во гроб. Караваджо.
|