Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Абстракционизм в искусстве


(от лат. Abstractio – отвлечение, удаление)

Серый овал (В.В. Кандинский) Абстракционизм – нефигуративное, беспредметное искусство – форма изобразительной деятельности, которая не ставит своей целью отображение или имитацию визуально воспринимаемой действительности. Абстрактная графика, скульптура и живопись исключают ассоциации с визуально узнаваемыми предметами.

Абстрактная живопись – это особая разновидность изобразительного искусства, функции которой схожи с функциями музыки в аудиопространстве. В искусстве ускоряющаяся смена эстетических установок берёт начало в революционных изменениях в науке, технике и культуре двадцатого века. Новые тенденции в искусстве становятся видны уже в первой половине девятнадцатого столетия.

На тот момент в европейской живописи одновременно прослеживается совершенствование техники натурализма: Ж.Л. Давид, Т. Шассерио, Ж. Энгр и нарастающая тенденция к условности изображения: Э. Делакруа, Ф. Гойа, К. Коро.

Натюрморт с кувшином и имбирём I (Пит Мондиан, 1911 г.) Эта условность особенно заостряется в английской живописи у Р.О. Бонингтона и, в особенности, У. Тернера, картины которого «Музыкальный вечер» (1829 – 1839), «Солнце, восходящее в тумане» (1806 г.) и прочие произведения являют собой наиболее смелые обобщения, которые граничат с абстракцией.

Сосредоточим внимание на сюжете и форме одной из последних работ художника «Дождь, пар, скорость». На картине изображён паровоз, который мчится сквозь пелену дождя и тумана. Данное произведение, созданное в 1848 г., является проявлением наивысшей меры условности в искусстве первой половины девятнадцатого века.

С середины девятнадцатого века скульптура, живопись и графика обращаются к тому, что является недоступным для непосредственного изображения. Поиски новых изобразительных средств расширяются всё более интенсивно. Пейзаж (К.Малевич) Художники ищут новые способы выражения повышенной экспрессии, способов типизации, сжатых пластических формул, универсальных символов.

С одной стороны этот поиск направлен на отображение внутреннего мира человека – его эмоционально-психологического состояния, а с другой – на обновление видения художником и зрителем предметного мира.

В 1900 годы открытие в Испании, а затем во Франции первобытного, а позднее и традиционного, «примитивного» искусства в полной мере изменяет представление о значении условных форм в живописи.

Окна (Р. Делоне)
Окна.
Р. Делоне.

Дождь, пар, скорость (У. Тернер, 1844 г.)
Дождь, пар, скорость.
У. Тернер, 1844 г.

Девушка под японским зонтом (Людвиг Кирхнер, 1909 г.)
Девушка
под японским зонтом.
Эрнст Кирхнер, 1909 г.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»