Абстракционизм в искусстве
(от лат. Abstractio – отвлечение, удаление)
Абстракционизм – нефигуративное, беспредметное искусство – форма изобразительной деятельности, которая не ставит своей целью отображение или имитацию визуально воспринимаемой действительности. Абстрактная графика, скульптура и живопись исключают ассоциации с визуально узнаваемыми предметами.
Абстрактная живопись – это особая разновидность изобразительного искусства, функции которой схожи с функциями музыки в аудиопространстве. В искусстве ускоряющаяся смена эстетических установок берёт начало в революционных изменениях в науке, технике и культуре двадцатого века. Новые тенденции в искусстве становятся видны уже в первой половине девятнадцатого столетия.
На тот момент в европейской живописи одновременно прослеживается совершенствование техники натурализма: Ж.Л. Давид, Т. Шассерио, Ж. Энгр и нарастающая тенденция к условности изображения: Э. Делакруа, Ф. Гойа, К. Коро.
Эта условность особенно заостряется в английской живописи у Р.О. Бонингтона и, в особенности, У. Тернера, картины которого «Музыкальный вечер» (1829 – 1839), «Солнце, восходящее в тумане» (1806 г.) и прочие произведения являют собой наиболее смелые обобщения, которые граничат с абстракцией.
Сосредоточим внимание на сюжете и форме одной из последних работ художника «Дождь, пар, скорость». На картине изображён паровоз, который мчится сквозь пелену дождя и тумана. Данное произведение, созданное в 1848 г., является проявлением наивысшей меры условности в искусстве первой половины девятнадцатого века.
С середины девятнадцатого века скульптура, живопись и графика обращаются к тому, что является недоступным для непосредственного изображения. Поиски новых изобразительных средств расширяются всё более интенсивно.
Художники ищут новые способы выражения повышенной экспрессии, способов типизации, сжатых пластических формул, универсальных символов.
С одной стороны этот поиск направлен на отображение внутреннего мира человека – его эмоционально-психологического состояния, а с другой – на обновление видения художником и зрителем предметного мира.
В 1900 годы открытие в Испании, а затем во Франции первобытного, а позднее и традиционного, «примитивного» искусства в полной мере изменяет представление о значении условных форм в живописи.
Окна. Р. Делоне.
|
Дождь, пар, скорость. У. Тернер, 1844 г.
|
Девушка под японским зонтом. Эрнст Кирхнер, 1909 г.
|