Золотой век укиё-э
Золотым веком укие-э считается конец восемнадцатого – начало девятнадцатого века. Эра Танмей и Кансей. В это время были популярны такие мастера как Тории Киёнага (1752—1815 г.), Китагава Утамаро (1753—1806г.), Тёбунсай Эйси (1756—1815 г.), Кубо Сюнман (1757—1820 г.), Кацукава Сюите и другие. Утагава Тоёкуни (1769—1801 г.) являлся ведущим мастером укие-э девятнадцатого века.
Свою популярность укие-э получило в первом тридцатилети девятнадцатого века. В это время создавалось множество гравюр. Любимой темой этого направления стал пейзаж. Одним из лучших мастеров японской культуры живописи является Кацусика Хокусай. Его работы «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов Фудзи») и «Хокусай манга» сделали его известным на весь мир. Хокусай создал свой неповторимый стиль, в его работах прослеживаются и моменты китайского пейзажа, и влияние японских школ Каноо и Тосса.
Кэйсай Эйсэн (1790—1848 г.) и представители школы Утагава относятся к мастерам позднего периода. Практически половина из дошедших до нас гравюр являются исполнением именно этих художников. Основателем школы Утагава принято считать Утагава Тоёхару (1735—1845 г.). Популярность свою Тоехару получил, благодаря пейзажам в стиле укие-э. Его известными учениками были Утагава Тоёхиро (1773—1830 г.) и Утагава Тоёкуни (1769—1825 г.) У Тоекуни учились такие блестящие мастера как Утагава Кунимаса (1773—1810 г.), Утагава Куни-сада (1798—1861 г.). Утагава Хиросигэ (1797—1858 г.) достоин отдельного упоминания. Он создал свою собственную манеру исполнения, которая считалась более близкой к традиционному взгляду японцев на землю и природу.
В токугавской Японии укиё-э на протяжении долгого времени считался «низшим» жанром. В связи с этим, многие работы были утеряны.
Японские гравюры получили широкое распространение на западе. Укиё-э оказала огромное влияние на импрессионистов, в том числе и на Ван Гога. Винсент Ван-Гог просто скопировал несколько произведений Утагава Хиросигэ. Как-то: «Сливовый сад Камэйдо» и «Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака».
В конце девятнадцатого века японские гравюры стали популярны во всем мире, в том числе, и в России.
Ночная прогулка. Хосода Эйси. 1790-е годы.
| Ёсивара. Кацусика Хокусай. Печатная доска и современный отпечаток последнего листа книги «Взгляд на реку Сумидагава»
| Гейша, помешивающая угли в жаровне. Хосода Эйси 1790-е годы
|